На полях Жития Сергия Радонежского

I этап. 29.09.2014 – 10.10.2014

Вот уже семьсот лет русские люди читают «Житие Преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца», написанное его учеником, древнерусским писателем Епифанием Премудрым, и будут читать до скончания света. Епифаний говорит, что «дерзнух» на первые записи о жизни «старца свята» через год или два по кончине Сергия и закончил через двадцать шесть лет. Что делал записи «в свитцех» и «в тетратех» «запаса ради, и памяти ради, и ползы ради». Известно, что бумага в те времена была на Руси редкостью. Можно догадываться, что тетрадки, скорее всего, делались в Троицкой обители того времени из пластов бересты. Ведь и сам Преподобный пользовался берестяными книжками-самоделками.

Епифаньевы свитки и тетрадки исчезли бесследно, и само его «Житие Сергия» в первоначальном виде не сохранилось. Позже оно было отредактировано другим писателем –   агиографом Пахомием Логофетом, который включил в книгу «от многа мало». То есть произвёл строгий отбор, отвергнув многое, проявив монашескую суровость по отношению к неважным для Жития подробностям. Но об одном из величайших людей Древней Руси, о самом почитаемом в народе русском святом, так бы хотелось знать больше, чем нам оставлено знать. И при большом желании хоть немногую долю изъятого или отмеченного в Житии вскользь мы в состоянии собрать по крупицам.

Задание: восстановить  облик преподобного Сергия: его привычки в одежде, профессии, какими он владел, занятия, которым он посвящал большую часть времени, как они отразились на его облике; образ питания и распорядок; особенности манеры говорить, общаться с людьми разных сословий, монашествующими и мирскими, круг чтения; его друзей и недругов (перечислить людей, с кем Сергий общался; какие воспоминания о нем дошли до нас); какие места и по какой причине он посетил, каким транспортом пользовался; где проживал, какую  память о себе оставил; его особые дарования (как человек может достичь их; как и когда преподобный Сергий применял их).

Критерии оценивания работ I этапа

Критерии

Баллы

Полнота ответа

1 – 3 (краткий ответ, развёрнутый, с историческими фактами)  балла по каждому из 8-ми ключевых слов в задании. Максимум – 24 балла

Историческая точность

1 – 5 (соответствие классическому историческому взгляду на события, использование научных отечественных источников, приложение списка источников)

Логика изложения

1 – 3 (непротиворечивость изложения, когда все факты и выводы соответствуют единому мировоззрению, наличие выводов)

Рисунок  (выполненный вручную – отсканированный, выполненный с использованием компьютерной графики, применение граффити  порталаUcoz на сайте проекта)

1 – 5 (оригинальность замысла, качество выполнения, узнаваемость сюжета, отсутствие заимствований, самостоятельность исполнения)

Краткость изложения

1 – 3 балла

Рекомендуемый объем – до 6000 знаков с пробелами. Обширные цитаты следует сократить, достаточно указать ссылки на их источники.

Рефлексия

Как изменилось у авторов работы представление о преподобном Сергии при работе над заданием:

1 балл – краткое перечисление обнаруженных фактов, которые авторам были неизвестны;

2 – выражено авторская позиция о том, как черты облика игумена Сергия отражают его внутренний мир;

3 – если дополнительно указано, где и как

 авторы работ использовали или готовы использовать полученные результаты;

4 – если авторы представляют рефлексию не только по итогам данного проекта, но и сравнивают с результатами участия в наших предыдущих проектах («Подвиг  святости на Омской земле», «700 лет русской истории с преподобным Сергием Радонежским»)

Максимальный результат – 4 балла